Лишь несколько фигур в американской музыке двадцатого века могут сравниться с Марвином Гэем. Ему не было равных как вокалисту: он обладал шёлковым голосом, который мог звучать ангельски невинно, обольстительно, или, как в его величайшем хите I Heard It Through the Grapevine, головокружительно и одержимо. Марвин был в равной степени хорош и как автор текстов для песен — у него был меткий глаз на хиты, и ему удавалось извлекать глубины переживаний из своего сердца. Благодаря этому он создал вечную классику своей эпохи: Hitch Hike, Dancing in the Street, Pride and Joy, What's Going On, Let's Get It On, Got to Give It Up и Sexual Healing. Этот список наглядно иллюстрирует почти всю историю развития музыки r&b второй половины XX века.
В песнях Марвина переплетались мотивы священного писания и ритмы кабаре, ему удалось создать тот роскошный звук студии Motown начала 60-х, но двигаясь в ногу с неспокойными временами, он изменился, продвигая поп и r&b в царство соула в конце десятилетия. На рассвете 1970-х Гэй вступил в схватку вместе с социальными протестами в альбоме What's Going On (1971), обозначившим стремление певца проложить свой собственный курс. С этого момента Гэй погрузился в фанк, blaxploitation и диско, в конечном итоге обосновавшись в спокойных окрестностях quiet storm. В этот период Гэй сражался со своими демонами, часто создавая при этом мощное искусство и преодолевая свои страдания, но его демоны трагически одержали верх, когда в 1984 году он был застрелен собственным отцом.
Буря Гэя породила резонанс на десятилетия — он был пробным камнем для соул- и поп-музыки, как чувственной, так и политически окрашенной. Его ранняя смерть оставляет открытым вопрос о том, чего бы он мог достичь, будь он жив. За два десятилетия выпуска своих записей он совершил больше, чем многие артисты за всю жизнь.
Марвин Пентц Гэй родился 2 апреля 1939 года в столичном Вашингтоне, он был вторым ребёнком преподобного Мэрвина Гэя-старшего и Альберты Гэй. Церковный служитель, Марвин Гэй-старший воспитывал детей в строгости, и его сын — добавивший в конце букву «e» к своей фамилии (англ. Gaye), когда подписывал контракт с Motown / Tamla, отчасти отдавая дань уважения своему кумиру Сэму Куку (Sam Cooke) — искал убежища от домашних запретов в музыке. Марвин Гэй пел в церкви отца с трёх лет и быстро поднялся до ведущего солиста. Вскоре он также обучился игре на фортепиано и барабанах.
После окончания старшей школы Гэй поступил на службу в ВВС США. По завершении службы он вернулся в Вашингтон и погрузился в городской жанр doo-wap. Гэй стал участником Rainbows, взятых под крыло Бо Диддли, союз, который привёл их в лейбл Okeh после того, как Диддли не смог убедить свой лейбл Chess подписать с группой контракт. The Rainbows стали именоваться The Marquees и записали Hey Little School Girl / Wyatt Earp с Диддли, но синглы не блеснули в чартах. Вскоре после этого r&b-импресарио Харви Фьюкуа привлёк The Marquees в качестве бэк-группы, изменив их название на The New Moonglows. Группа переехала в родной город Фьюкуа Чикаго и записала несколько пластинок для Chess, подписанные как Харви Фьюкуа и The Moonglows. Среди них можно отметить сингл Mama Loocie (1959), первый, в котором фигурировал ведущий вокал Гэя.
The Moonglows распались в 1960, и Гэй последовал за Фьюкуа в Детройт для работы на студию Tri-Phi Record. В конце года Гэй привлёк внимание основателя Motown Берри Горди, который договорился о сделке с Фьюкуа, чтобы подписать контракт между Гэем и Tamla, дочерней студией Motown.
Первоначально Гэй планировал стать звездой клубов и специализироваться на исполнении джазовых стандартов, но Горди хотел, чтобы он был нацелен на более молодую аудиторию. Компромисс был найден. Дебютный сингл Гэя Let Your Conscience Be Your Guide (1961) соответствовал требованиям Горди, в то время как пластинка The Soulful Moods больше удовлетворяла предпочтениям певца. Следующие несколько лет сохранялось напряжение между внутренней концепцией Гэя, его видением себя как певца, и музыкальным направлением Motown / Tamla. Вокалиста постепенно тянуло в сторону установок Горди. Во время этого переходного периода Гэй зарабатывал деньги и как сессионный барабанщик, что позволяло ему писать и собственные песни. Он открыл счёт своим первым хитам в качестве автора песен, когда американская женская группа The Marvelettes попала с Beechwood 4-5789 в хит-парад топ-20 по версии журнала Billboard и в r&b топ-10 летом 1962 года.
Вскоре после этого Гэй попал в топ с синглом Stubborn Kind of Fellow, занявшим восьмую строчку r&b-чарта Billboard. Hitch Hike стал очередным в его коллекции r&b-хитов в 1962, но именно Pride and Joy вознёс его на вершины хит-парадов поп-музыки, достигнув десятой позиции летом 1963. После Can I Get a Witness, занявшей третье место в r&b-чартах, но лишь 22-e в хит-парадах поп-музыки, Гэй добавил четыре хита в двадцатку лучших популярных песен 1964 года — You're a Wonderful One, Try It Baby, а также два дуэта с Mary Wells, What's the Matter with You Baby и Once Upon a Time. Вместе с тем, Гэй продолжал набирать очки головокружительного успеха в качестве автора песен, написав совместно с Ivy Jo Hunter и William "Mickey" Stevenson композицию Dancing in the Street для Martha & the Vandellas.
Все это было прелюдией к How Sweet It Is to Be Loved by You. Достигнув четвёртой строчки в начале 1965, композиция дала старт успешному году, в котором I'll Be Doggone и Ain't That Peculiar также попали в десятку лучших, заняв восьмое место в поп-чарте и покорив вершину хит-парада r&b.
По сравнению с этим насыщенным годом, 1966 выдался относительно спокойным для Гэя: One More Heartache добралась до четвёртой строчки r&b-чарта, и это был его единственный хит в топ-40 в том году. Однако, 1967 начался с бессмертного дуэта с Ким Вестон It Takes Two, который попал на вершины хит-парадов поп музыки (14 место) и r&b-чартов (четвёртое место).
В следующем году был представлен очередной хит Ain't No Mountain High Enough, в котором напарницей Гэя выступила вокалистка Tammi Terrell. Безоговорочная классика — позже она заняла почётное место в Зале славы Grammy — песня продержалась три недели на третьем месте r&b-чартов и достигла 19 позиции в хит-парадах поп-музыки. Партнёрство с Террелл было находкой для коммерческого успеха Гэя: Ain't No Mountain High Enough стала лишь первой в серии их совместных хитов. Your Precious Love заняла второе место в r&b и пятое в поп-чартах, за ней шла If I Could Build My Whole World Around You и безусловные лидеры (номер один): Ain't Nothing Like the Real Thing и You're All I Need to Get By, выпущенные в 1968.
Волна успеха сопровождался для Террелл головными болями, кульминацией её страданий была потеря сознания прямо на сцене во время концерта с Марвином Гэем 14 октября 1967 года. Дуэту удалось закончить ещё несколько звукозаписывающих сессий, в частности, You're All I Need to Get By, записанный незадолго до кончины Террелл в 1970 году. Гэй тяжело переживал её уход, но первое время продолжал работать, несмотря на своё горе, записав несколько лучших из своих хитов. Выпущенная в конце 1968, I Heard It Through the Grapevine продержалась семь недель на вершине чартов поп-музыки в начале 1969, взяв ту же планку в хит-парадах r&b. Это был один из величайших его хитов, за ним следовали прорывные Too Busy Thinking About My Baby и That's the Way Love Is, увидевшие свет в 1969.
К 1970 году Марвин отстранился от общественной жизни, переживая как личностный кризис, так и профессиональное разочарование. Он вернулся в 1971 с синглом What's Going On, в котором певец осознанно подключился к прогрессивным политическим движениям. Motown, возглавляемая Берри Горди, отнеслась к переменам без энтузиазма и отказалась выпускать его новый сингл. Однако, после того, как Гэй заявил, что не будет записывать какой-либо другой новый материал, Горди пошёл на уступки.
What's Going On достиг первой позиции в r&b-чартах и второй среди поп-хитов, это позволило Гэю записать остальную часть альбома в марте того года. Вслед вышло ещё два хита, Mercy Mercy Me (The Ecology) и Inner City Blues (Make Me Wanna Holler), оба они возглавили r&b-чарты и вошли в десятку поп-чартов. Сингл What's Going On дал свободу другим исполнителям Motown от жёстких ограничений лейбла, устанавливавших рамки их творчеству.
Марвин пытался и далее писать политически ориентированный материал, но композиция You're the Man (Part 1) забуксовала в поп-чартах, не сумев даже попасть в топ-40, хотя и вошла в десятку лучших r&b. Идея создать альбом, основанный на You're the Man, не материализовалась — он выйдет в сборнике архивных релизов только в 2019 — но Гэю удалось взлететь на вершины с саундтреком к blaxploitation-фильму Trouble Man, попав в десятку лучших r&b и поп-хитов с заглавным треком.
Откровенный и чувственный альбом Let's Get It On был записан в 1973 году. Заглавный трек разрушил все границы летом 1973, взяв штурмом хит-парад поп-музыки Billboard (первое место) — второй его хит, занявший выигрышную позицию в горячей сотне. Кроме этого, трек продержался шесть недель на вершине r&b-чартов.
Затем вышел альбом Diana & Marvin в паре с Diana Ross с хитом You're a Special Part of Me. Альбом Let's Get It On также не сдавал позиции, так, Come Get to This заняла третью строчку r&b-чартов, а You Sure Love to Ball добралась до 13 позиции в следующем году. В 1974 Гэй выпустил Marvin Gaye Live!, одновременно работая над материалом для следующего альбома I Want You.
Вышедший в 1976 I Want You заработал первое место своим заглавным треком в r&b и пятнадцатое в хит-параде поп-музыки. За ним шёл After the Dance (номер 14 в r&b). В том же году был завершён скандальный развод с Анной Горди и все тяжбы, связанные с имущественными притязаниями. В рамках урегулирования споров Гэй согласился записать новый альбом, отчисления от которого покрыли бы недостающие выплаты по алиментам. Пока он работал над записью, Motown выпустила Live at the London Palladium, в котором был сингл Got to Give It Up, Pt. 1. Грандиозный прорыв, достигший первого места в хит-парадах поп и r&b-музыки, Got to Give It Up был величайшим хитом Гэя в эпоху диско. Обещанный бывшей жене Here, My Dear появился в декабре 1978. Альбом не выстрелил хитами, и всё выглядело так, будто это было сделано намеренно.
A Funky Space Reincarnation (Part 1) дотянулась до 23 места в r&b-чартах, но не вошла в сотню лучших. Гэй начал работать над альбомом под названием Lover Man, но когда его ведущий сингл Ego Tripping Out провалился в чартах, Гэй забросил все свои наработки и переехал в Мауи. Его пребывание на Гавайях не было долгим. В 1981 он уехал из США в Европу с намерением скрыться от налоговой службы. Окончание работы над альбомом In Our Lifetime символизировало завершение его продолжительного сотрудничества с Motown.
Гэй вернулся с изданным на Columbia в 1982 году шикарным синглом Sexual Healing. Сингл господствовал десять недель на вершине r&b-чартов Billboard и продержался три недели на третьем месте хит-парадов поп-музыки. Звезда Гэя взошла вновь, он наладил взаимоотношения с Motown, появившись в их специальном выпуске в честь 25-летнего юбилея. Также он выступил The Star-Spangled Banner на Играх всех звёзд NBA.
Именно в тот момент, когда, казалось, Гэй начал писать новую главу своей жизни, она внезапно и трагично оборвалась. Он вернулся домой, крепко застряв в сетях кокаиновой зависимости, ввязался в очередную ссору со своим отцом, и 1 апреля 1984 года отец застрелил его. На следующий день Марвину исполнилось бы 45 лет.
Две посмертных коллекции появились вскоре в 1985: в Romantically Yours был издан большой объём старого материала, записанного с биг-бэндом, а Dream of a Lifetime собрал более фанковые композиции из архивов Columbia Records и Motown.
Motown выпустила Motown Remembers Marvin Gaye: Never Before Released Masters в 1986, но ещё более крупномасштабным проектом был четырёхдисковый сборник The Marvin Gaye Collection (1990). На протяжении трёх десятилетий Motown постоянно переиздавала музыку Гэя, иногда выпуская сенсационные архивные записи, как например, Vulnerable в 1997, воскресивший альбом баллад, работу над которым Гэй прервал в 1977 году. В 2019 вышел You're the Man, собравший неизданные прижизненные записи 1972 года.
Альбомы
Аудио
''T'' Plays It Cool
Got To Give It Up
Hitch Hike
How Sweet It Is (To Be Loved By You)
I Heard It Through The Grapevine
I Want You
Let's Get It On
Mercy Mercy Me (The Ecology)
Pride And Joy
Sexual Healing
Trouble Man
What's Going On
Все артисты