Courtney Pine — пожалуй, самый загадочный из британских джазменов конца XX века. Он неизменно очаровывал и разочаровывал критиков своим беспокойным и авантюрным музыкальным видением, благодаря которому в его записях мировая музыка, поп, регги, электроника, фанк и соул сочетались с джазовыми традициями. Courtney Pine родился в марте 1964 года и провёл юность в Лондоне, где учился играть на нескольких инструментах, включая саксофон (он владеет тенором, сопрано и баритоном), кларнет, флейту и различные клавишные инструменты. Он попробовал себя в джазе, сформировав hard-bop группу Dwarf Steps, а потом гастролировал и делал записи с такими звёздами регги как General Saint и Clint Eastwood. Затем Pine вернулся к своим джазовым корням, изучал импровизационные стили Sonny Rollins и John Coltrane и принимал участие в джазовых мастер-классах барабанщика John Stevens, а позже работал в оркестре Charlie Watts Orchestra. После совместного с George Russell и Art Blakey турне в составе коллектива Jazz Messengers музыкант записал свой дебютный альбом Journey to the Urge Within на лейбле Antilles. Этот диск представил Courtney Pine широкой публике, и композиция The Children of the Ghetto вошла в топ-10 чартов Великобритании, а сам альбом получил награду Silver Disc. Пластинка также получила положительные отзывы в США, была представлена на джазовых радиостанциях и имела довольно хорошие продажи.
Courtney Pine работал с лейблом Antilles до 1992 года, выпустив ещё четыре альбома: Destiny's Song + The Image of Pursuance (1987), The Vision's Tale (1989), Within the Realms of Our Dreams (1990) и свой первый регги-альбом Closer to Home (1992). В начале 90-х Pine также выступал в качестве приглашённого артиста с британской соул-певицей Mica Paris. В 1992 году музыкант подписал контракт с лейблом 4th & Broadway и выпустил свой революционный альбом To the Eyes of Creation, который охватил его многочисленные интересы в области африканской, индийской и карибской музыки и объединил их с джазовой импровизацией. Концертный альбом Eyes of Creation был выпущен лейблом Island в 1995 году, как раз незадолго до того, как Pine перешёл на лейбл Verve.
Работая с Verve, Courtney Pine записал свой первый полноценный джазовый альбом Modern Day Jazz Stories вместе с американским составом, в который входили музыканты Geri Allen, Mark Whitfield, Eddie Henderson и Charnett Moffett, а вокальные партии исполнили Cassandra Wilson и группа Angelic Voices of Faith. Поклонники классического джаза были в восторге и надеялись, что Pine теперь останется в лоне традиций, и они будут превозносить его как нового Джона Колтрейна. Однако, Pine разочаровал их, использовав ритмы хип-хопа в своём альбоме Underground 1997 года. Альбом был записан с использованием программирования ударных, а в команду, помимо ди-джеев, входили Jeff Watts, Whitfield, Reggie Veal, Nicholas Payton и Cyrus Chestnut. В 1998 году Courtney Pine вынул ещё один козырь из рукава в виде альбома Another Story, выпущенного на лейбле Talkin' Loud. К записи Pine пригласил лучших электронных ди-джеев (в их числе Roni Size и Attica Blues), чтобы сделать ремиксы на треки из своих альбомов Modern Day Jazz Stories и Underground в стиле drum'n'bass.
В 2000 году Courtney Pine был награждён Орденом Британской империи 4-й степени и в том же году выпустил ещё один альбом Back in the Day, который получил множество наград. Пластинка отдавала дань уважения фанку, соул-джазу и афро-фанку таких артистов как Gary Bartz, Fela Kuti, Manu Dibango, Eddie Harris, Idris Muhammad и Bernard Purdie, которые были частью музыкального становления Courtney Pine в 70-е годы. Полностью британский состав пополнился приглашёнными артистами, а также DJ Pogo. Это был первый альбом, который не был выпущен одновременно в Соединённых Штатах. Pine исполнил партитуру в саундтреке к двухсерийному документальному фильму от BBC «Нельсон Мандела — живая легенда» (Nelson Mandela: The Living Legend), вышедшем в эфир в 2003 году, и в конце того же года выпустил альбом Devotion в Великобритании. Через год, в июле 2004 года, эта же пластинка вышла на лейбле Telarc в США. В очередной раз Courtney Pine собрал воедино разрозненные гармонические, ритмические и динамические элементы Африки, джаза, карибской и индийской музыки, и этот сплав вывел его увлекательные импровизации на новую, ранее не изведанную территорию. В том же году он выпустил великолепный джаз-фанковый сет Resistance: The Awakening Process на лейбле Destin-E и был удостоен почётной докторской степени Вестминстерского университета. Courtney Pine также длительное время был ведущим программы Jazz Crusade на BBC Radio 2.
В течение последующих нескольких лет Courtney Pine погрузился в сферу музыкального образования — он занимался преподаванием и организовывал различные мастер-классы. В 2009 году он был назначен командором ордена Британской империи и в том же году получил престижную награду New Year Honours за свой вклад в джазовую музыку. В 2010 году музыкант был удостоен почётной докторской степени Университета Саутгемптона и выпустил альбом Transition in Tradition (En Homage a Sidney Bechet). В этом альбоме он вновь ярко представил своё мастерство владения бас-кларнетом, исполнив не только переосмысления классического новоорлеанского джаза, но и от лица карибской диаспоры отдав дань уважения джазовым традициям Великобритании — воплощениями такого подхода стали треки The Tale of Joe Harriott и Toussaint l'Overture. Артист вновь подтвердил свою приверженность бас-кларнету в альбоме Europa (2011). В его коллектив на тот момент входили пианистка Zoe Rahman, басист Alec Dankworth и барабанщики Mark Mondesir и Robert Fordjour.
В следующем году на альбоме House of Legends Courtney Pine решил использовать только сопрано. Пластинка сочетала в себе стили merengue, ska, mento и calypso, а для записи Pine специально собрал группу с уклоном в афро-карибскую музыку: в неё вошли французско-мартиниканский пианист Mario Canonge, Annise Hadeed из Тринидада, играющая на стальном барабане, трубач Eddie «Tan Tan» Thornton и барабанщик Rod Youngs из британской джазовой группы Jazz Jamaica. Между тем, Courtney Pine продолжал гастролировать и преподавать. В 2015 году он снова заявил о себе выходом Song (The Ballad Book) — дуэтным альбомом бас-кларнета и фортепиано от Rahman в программе, состоящей из классических произведений, таких как Amazing Grace и A Nightingale Sang in Berkeley Square, а также современных соул-композиций Through the Fire от Chaka Khan, Someday We’ll All Be Free от Donny Hathaway и классики модернистского джаза Beatrice от Sam Rivers.
После перехода на лейбл Freestyle Records в 2017 году музыкант записал альбом Black Notes from the Deep. В работе над ним принимала участие ещё одна британская музыкальная икона, вокалист Omar Lye-Fook, который был задействован в четырёх партиях, включая заглавный сингл — кавер-версию композиции Butterfly от Herbie Hancock. В этом альбоме Alec Dankworth вернулся на бас-гитару, Rod Youngs записывал ударные, а на клавишные был приглашён новый пианист Robert Mitchell. Органист-ветеран Ed Bentley исполнил партию в композиции Another Time, а гитарист Chris Cobbson принимал участие в The Morning After the Night. Альбом был издан в конце октября после летнего успеха сингла Butterfly в британских чартах.
Альбомы
Аудио
Abolition Day
Afropean
Brotherman
Each One (Must) Teach One
House of Hutch
I've Known Rivers
Inner State (Of Mind)
Jazzstep
Kingstonian Swing
Modern Day Jazz
My Father's Place
New Orleans aka (Crescent City Rise)
Oneness Of Mind
Right On!
Sister Soul
Sunchilde
The 37th Chamber
The In-Sense Song
[Raw Deal Mix]
Tryin' Times
[Peshay Remix]
Underground
Читайте также
Все артисты