За свою карьеру длиной более семи десятилетий Куинси Джонс заслужил репутацию человека эпохи возрождения американской музыки. С момента прихода в индустрию в качестве аранжировщика в начале 1950-х годов он проявил себя как лидер группы, сольный исполнитель, сайдмен, автор песен, продюсер, композитор фильмов и руководитель лейбла. Беглый взгляд на нескольких артистов, с которыми он работал, — Майлс Дэвис, Фрэнк Синатра, Каунт Бейси, Лесли Гор, Майкл Джексон, Пегги Ли, Рэй Чарльз, Пол Саймон и Арета Франклин — показывает замечательное разнообразие его карьеры. Куинси Джонс был номинирован на рекордные 80 премий «Грэмми» и выиграл в 27 категориях, в том числе в категории «Лучшее инструментальное джазовое исполнение» за композицию Walking in Space (1969), в категории «Продюсер года» (1981) и «Альбом года» за альбом Майкла Джексона Thriller (1983), а также за собственный альбом Back on the Block (1990). За пределами студий звукозаписи он продюсировал крупные кинофильмы, помогал создавать телесериалы и писал книги, в том числе «Автобиографию Куинси Джонса» (2001). Заняв место в «Зале славы рок-н-ролла» (2013), он продолжил продюсерскую карьеру и занимался звукозаписью, в итоге выступив автором музыки для 33 художественных фильмов.
Куинси Делайт Джонс-младший родился в Чикаго 14 марта 1933 года. Когда Куинси Джонс был подростком, его семья переехала в Сиэтл, и вскоре у него появился интерес к музыке. В раннем подростковом возрасте Джонс начал учиться игре на трубе и петь с местной церковной группой. К моменту окончания средней школы в 1950 году Джонс уже проявил достаточно многообещающих способностей и выиграл стипендию в бостонской музыкальной школе Шиллингер-Хаус (которая позже стала известна как Berklee School of Music). После года учёбы в Шиллингере Джонс переехал в Нью-Йорк, где нашёл работу аранжировщика, создавал популярные хиты для Каунта Бейси, Кэннонболла Эддерли, Томми Дорси и Дайны Вашингтон. В 1953 году Джонс совершил свой первый большой прорыв в качестве исполнителя, когда его включили в духовую секцию оркестра Лайонела Хэмптона вместе с легендами джаза — Артом Фармером и Клиффордом Брауном. Три года спустя Диззи Гиллеспи пригласил Джонса играть в своей группе, а позже, в 1956 году, когда Гиллеспи пригласили собрать большую группу выдающихся международных музыкантов, Диз выбрал Куинси в качестве руководителя ансамбля. Джонс также выпустил свой первый альбом под своим собственным именем в том же году для лейбла ABC-Paramount под названием This Is How I Feel About Jazz.
В 1957 году Джонс переехал в Париж, чтобы учиться у композитора Нади Буланже, американской эмигрантки, имевшей выдающийся послужной список в обучении композиторов и руководителей оркестров. Во время своего пребывания во Франции Джонс работал на французском звукозаписывающем лейбле Barclay, где он продюсировал и организовывал сессии для Жака Бреля и Шарля Азнавура, а также для гастролирующих американских артистов, таких как Билли Экстайн и Сара Воан. Работа Джонса в Barclay произвела впечатление на руководство Mercury Records, американского лейбла, и в 1961 году он был назначен вице-президентом Mercury. Это был первый случай, когда афроамериканец был нанят в качестве руководителя высшего звена крупной американской звукозаписывающей компанией. Джонс добился одного из своих первых крупных поп-успехов, когда спродюсировал и аранжировал песню It's My Party для вокалистки Лесли Гор, что ознаменовало его первое значительное отступление от джаза в сторону более широкого мира популярной музыки. (Джонс также внештатно работал и для других сторонних лейблов, в том числе организовал ряд запоминающихся композиций для Рэя Чарльза в Atlantic Records). В 1963 году Джонс начал искать, что ещё могло бы стать плодотворной для него средой. Тогда же он начал работу над музыкой к кинофильмам, написав свою первую партитуру для драмы Сидни Люмета «Ростовщик».
В 1964 году работа с Каунтом Бейси привела Джонса к тому, что он организовал и провёл сессии для альбома Фрэнка Синатры It Might as Well Be Swing в сотрудничестве с Бейси и его оркестром; он также снова работал с Синатрой и Бейси в качестве аранжировщика для отмеченного наградами альбома Sinatra at the Sands, а также спродюсировал и аранжировал один из последних альбомов Синатры L.A. Is My Lady в 1984 году.
В то время как Джонс продолжал работать композитором, продюсером и аранжировщиком в довольно напряжённом графике на протяжении 60-х, он также вновь появился в качестве исполнителя в 1969 году с альбомом Walking in Space, который продемонстрировал, что Джонс меняет музыкальное влияние биг-бэнда в сторону зарождающегося движения фьюжн, а также современного рока, поп-музыки и r&b звучания. Альбом имел коммерческий успех, а также успех у критиков — заглавная песня получила премию «Грэмми» в номинации за «Лучшее инструментальное джазовое исполнение». Это положило начало карьере Джонса как исполнителя. В то же время он начал более тесно сотрудничать с современными поп-артистами, продюсируя записи для Ареты Франклин и делая аранжировки для студийного альбома Пола Саймона There Goes Rhymin' Simon. В то время как Джонс продолжал работать с джазовыми исполнителями, многие фанаты быстрого и жёсткого джаза обвиняли его в том, что он отвернулся от жанра, хотя Джонс всегда утверждал, что его самая большая преданность была афроамериканской музыкальной культуре, а не какому-либо определённому стилю. Джонс, однако, сделал один важный жест в сторону джаза в 1991 году, когда он убедил Майлса Дэвиса пересмотреть классические аранжировки Джила Эванса из альбомов Miles Ahead, Sketches of Spain и Porgy and Bess для джазового фестиваля в Монтрё. Джонс координировал концерт и руководил оркестром, и это было одним из прощальных крупных событий для Дэвиса, который скончался несколько месяцев спустя.
В 1974 году Джонс перенёс аневризму головного мозга, и хотя он полностью выздоровел, он всё же принял решение сократить рабочий график, чтобы проводить больше времени с семьёй. Хотя у Джонса, возможно, было уже меньше проектов на счету в конце 70-х и начале 80-х, они, как правило, были более заметными. Он продюсировал главные хиты чартов для американской группы Brothers Johnson и Чаки Хан, а его собственные альбомы превратились в звёздные постановки, в которых Джонс дирижировал лучшими певцами в сложных поп-r&b композициях на таких альбомах, как Body Heat, Sounds...And Stuff Like That!! и The Dude, последний из которых получил премию «Грэмми» в номинации «Продюсер года». Однако, самый большой успех Джонса в мейнстримовой музыке пришёлся на его работу с Майклом Джексоном. Джонс спродюсировал его прорывной сольный альбом Off the Wall в 1979 году, а в 1982 году был выпущен Thriller, который впоследствии стал самым продаваемым альбомом всех времён. Джонс также стоял у истоков альбома Джексона Bad 1987 года и знаменитой сессии USA for Africa, в течение которой был записан сингл We Are the World (авторства Джексона и Лайонела Ричи). Собственный альбом Джонса Back on the Block, выпущенный в 1989 году, попал в десятку лучших и получил ещё пять премий «Грэмми», став самым заметным «Альбомом года».
Поднявшись до заметных высот в звукозаписывающей индустрии, в 1985 году Джонс перешёл от написания музыки к фильмам к продюсированию самих фильмов. Его первым проектом стала экранизация романа Элис Уокер «Цветы лиловых полей» режиссёра Стивена Спилберга. В 1991 году Куинси Джонс перешёл и на телевидение в работе над комедией «Принц из Беверли-Хиллз», в которой Уилл Смит получил свою первую главную роль. На продюсерском поприще Джонс также запустил несколько других успешных шоу, в том числе ситкомы In The House и Mad TV. Он также организовал грандиозный концерт в ознаменование инаугурации президента Билла Клинтона в 1993 году, а в 1995 году на церемонии вручения премии «Оскар» получил награду имени Джина Хершолта. В 1996 году Джонс выступил на джазовом фестивале в Монтрё, отпраздновав своё 50-летие в музыкальном бизнесе. Концерт был снят на видео и выпущен на DVD.
Джонс провёл остаток 90-х и первое десятилетие нового века, сосредоточившись на своём музыкальном издательском бизнесе — завершив свою автобиографию и став неофициальным культурным послом Соединённых Штатов. В 2004 году он помог запустить проект «Мы — будущее», направленный на поддержку детей в конфликтных ситуациях по всему миру. В 2010 году Джонс выпустил свой первый за прошедшие 15 лет студийный альбом Q: Soul Bossa Nostra. Как и многие его предыдущие сольные альбомы, этот альбом включал в себя выступления популярных вокалистов, таких как Эми Уайнхаус и Ашер. Три года спустя Джонс был введён в «Зал славы рок-н-ролла» после получения премии Ахмета Эртегуна. Он продолжил работать с такими артистами, как Эмили Беар, Никки Янофски и Террас Мартин, и выпустил совместную работу с Чакой Хан Keep Reachin', записанную в 2018 году для посвящённого его выдающейся карьере документального фильма «Куинси».
Альбомы
Аудио
Ai No Corrida
Comin' Home Baby
Cool Joe, Mean Joe (Killer Joe)
Razzamatazz
Soul Bossa Nova
Все артисты