Арета Франклин была одним из гигантов соул-музыки и американской поп-музыки в целом. Больше, чем любой другой исполнитель, она олицетворяла соул в его самом «госпельном» значении. Её удивительная серия хитов конца 60-х годов с Atlantic Records — Respect, I Never Loved a Man, Chain of Fools, Baby I Love You, I Say a Little Prayer, Think, The House That Jack Built и многие другие — принесла ей титул «королевы соул». Франклин никогда не останавливалась на достигнутом. После альбомов Spirit in the Dark и Young, Gifted and Black начала 70-х годов она набрала больше хитов в чартах r&b, чем с поп-композициями, искусно следуя развитию соула 70-х и 80-х благодаря сотрудничеству с Кёртисом Мэйфилдом (альбом Sparkle 1976 года) и Лютером Вандроссом (Jump to It 1982 года). Франклин триумфально вернулась в поп-музыку с альбомом Who's Zoomin' Who? 1985 года и с синглом Freeway of Love, вошедшим в топ-10 хитов. За этим в 1987 году последовал дуэт с Джорджем Майклом в сингле I Knew You Were Waiting (For Me), который стал её первым хитом номер один в чартах Billboard после Respect 1967 года. Франклин провела последующие три десятилетия, регулярно выступая, записываясь и сохраняя свой статус «королевы соул» до своего ухода в 2018 году.
Корни творчества Франклин очень глубоко уходили в жанр госпел. Вместе со своими сёстрами Кэролин и Эрмой (обе также сделали карьеру в музыке) в своей юности в 50-х годах она пела в детройтской церкви своего отца, преподобного К. Л. Франклина. Она сделала свои первые записи в качестве госпел-исполнительницы в возрасте 14 лет. Студия Motown Records проявила интерес к её выступлениям почти сразу после начала своего бизнеса, но в конечном счёте, однако, Франклин оказалась в Columbia Records, куда её направил известный искатель талантов Джон Хэммонд.
Франклин постоянно записывалась для Columbia в течение первой половины 60-х годов, время от времени выпуская хиты в стиле r&b, но ей не удавалось стать настоящей звездой. Период её работы в Columbia продолжает вызывать значительные споры среди критиков, многие из которых считают, что истинные устремления Франклин были притуплены поп-ориентированным материалом и продакшеном. На самом деле, есть много прекрасного, что можно найти во временах её работы в Columbia, в том числе случайные композиции, такие как Lee Cross и Soulville, где она с большим удовольствием выплёскивает душу. Тем не менее, бесспорно, — её работа в Columbia была значительно более скромной, чем то, что последовало за этим, и в целом её творчество страдало от отсутствия направления и очевидного акцента на попытке развить её как популярную эстрадную артистку, а не как певицу в стилях r&b и соул.
Когда Франклин перешла из Columbia в Atlantic Records, продюсер Джерри Векслер был полон решимости показать её самые одухотворённые, пламенные черты. В рамках этого плана он предложил ей записать свой первый сингл I Never Loved a Man (The Way I Love You) в городе Muscle Shoals в Алабаме с известными музыкантами американского Юга в стиле r&b. По плану это должна была быть её единственная полноценная сессия в Muscle Shoals, но в итоге большая часть работы в 60-х годах будет записана с помощью Muscle Shoals Sound Rhythm Section, хотя сессии будут проходить в Нью-Йорке. Эта комбинация была одним из тех волшебных примеров музыкальной алхимии в поп-музыке: поддержка других музыкантов обеспечила гораздо более прямолинейный, проникновенный и основанный на r&b аккомпанемент для голоса Франклин, который парил со страстью и интенсивностью, наводящей на мысль о духе, которому впервые позволили вырваться на свободу.
В конце 60-х Франклин стала одной из крупнейших международных звёзд в поп-музыке. Многие также видели в ней символ «чёрной» Америки, отражающий возросшую уверенность и гордость афроамериканцев в десятилетии движения за гражданские права и других триумфах для чернокожего сообщества. Статистика чартов впечатляет сама по себе: например, десять лучших хитов в течение примерно 18 месяцев с начала 1967 по конец 1968 года, а также постоянный поток солидных хитов среднего и крупного плана в течение следующих пяти лет после этого. Её альбомы в Atlantic также прекрасно продавались и были гораздо более последовательными в художественном плане, чем у большинства соул-звёзд той эпохи. Франклин смогла сохранить творческий импульс, отчасти благодаря своему эклектичному выбору материала, который включал первоклассные оригиналы и госпел, блюз, поп- и рок-каверы, от The Beatles и Simon & Garfunkel до Сэма Кука и The Drifters. Она также была прекрасным, сильным и несколько недооценённым клавишником.
Коммерческий и творческий успех Франклин не ослабевал в начале 70-х, в течение которых она выпустила ещё более крупные хиты Spanish Harlem, Bridge Over Troubled Water и Day Dreaming. Она также записала два своих самых уважаемых и сильных альбома Live at Fillmore West и Amazing Grace. Последняя, двойная пластинка 1972 года, была переоценкой её госпельных корней и была записана с Джеймсом Кливлендом и хором общины Южной Калифорнии. Примечательно, что он попал в десятку лучших, что сделало его одним из величайших кроссоверов госпел-попа всех времён.
У Франклин было ещё несколько хитов в течение следующих нескольких лет: Angel и кавер Стиви Уандера Until You Come Back to Me были самыми значимыми. Её контракт с Atlantic закончился в конце 70-х годов. Она подписала контракт с Arista Records под руководством Клайва Дэвиса и записала r&b-синглы Jump to It, Get It Right и Freeway of Love, ставшие хитами номер один. Многие из её успехов были дуэтами или были созданы с помощью её современников, таких как Лютер Вандросс и Нарада Майкл Уолден. В 1986 году в продолжение своего альбома Who's Zoomin' Who? Франклин выпустила альбом, озаглавленный Aretha, и сингл I Knew You Were Waiting for Me (дуэт с Джорджем Майклом) попал на вершину чартов. Было также ещё одно обращение к госпелу в 1987 году с One Lord, One Faith, One Baptism. Франклин вернулась к поп-музыке в 1989 году с альбомом Through the Storm, однако он не стал коммерчески успешным, как и новый альбом в стиле new jack swing What You See Is What You Sweat 1991 года.
После 1994 года Франклин регулярно выступала и записывала альбомы каждые несколько лет. A Rose Is Still a Rose стал золотым после своего выхода в 1998 году благодаря двум хитам r&b: заглавному треку и Here We Go Again. В этом альбоме также была песня Wonderful, получившая премию «Грэмми». После альбома 2003 года So Damn Happy Франклин покинула Arista. В 2007 году на лейбле был издан Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen, а альбом This Christmas вышел уже на её собственном лейбле Aretha's Records в 2008 году. После альбома A Woman Falling Out of Love 2011 года она воссоединилась с Клайвом Дэвисом в RCA, который связал её с такими артистами, как Babyface и André 3000 из Outkast для записи альбома Sings the Great Diva Classics в 2014 году. В альбом входили каверы Глэдис Найт, Барбры Стрейзанд и Адель. A Brand New Me, архивный релиз классического вокала Ареты Франклин с оркестровыми аранжировками Королевского филармонического оркестра, появился в 2017 году.
В 2017 году Франклин отменила несколько концертов из-за проблем со здоровьем, но в ноябре ей удалось появиться на шоу, посвящённом 25-летию Фонда Элтона Джона по борьбе со СПИД. Это оказалось её последним публичным выступлением. В течение 2018 года её здоровье ухудшилось из-за рака поджелудочной железы, и 16 августа Арета Франклин скончалась в своём доме в Детройте. Прощальная служба, состоявшаяся 31 августа в детройтском храме Великой Благодати, включала поминальные речи её коллег, лидеров за гражданские права и политиков, и транслировалась по телевидению по всему миру.
Альбомы
Аудио
Ain't Nobody Ever Loved You
Chain Of Fools
Freeway Of Love
Gimme Your Love
Here We Go Again
I Never Loved A Man (The Way I Love You)
It Isn't, It Wasn't, It Ain't Never Gonna Be
Jump To It
Love Me Forever
Mockingbird
My Guy
Respect
Rock Steady
Think
Watch My Back
Wonderful
Все артисты