Майлс Дэвис (Miles Davis) — больше, чем просто джазмен. Он — культовая фигура даже для тех, кто не отличает бибоп от фьюжна. Это может показаться странным — ведь Дэвис делал карьеру, игнорируя ожидания критиков и публики. Но это всего лишь ещё один парадокс, связанный с этим легендарным музыкантом.
Майлс родился в Элтоне (штат Иллинойс) 26 мая 1926 года. Рос он в Ист-Сент-Луисе в семье среднего достатка, играл в школьном оркестре и в нескольких местных r&b-группах. Скоро он серьёзно увлекся джазом, особенно новой манерой игры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Отец Дэвиса послал его учиться музыке в Juliard, но Майлс там долго не задержался — в 1946-1948 он уже играл в квинтете Паркера. Поначалу было трудно, так как Майлс еле справлялся с головокружительно быстрыми ритмами и сменой аккордов «Пташки». Однако, он быстро освоился и за время выступлений с Паркером значительно вырос как музыкант.
После этого Майлс начал играть в группе совершенно другой направленности. В неё входили Д. Д. Джонсон, Ли Конитц, Джерри Маллигэн, Джон Льюис и Макс Роуч. Все они отлично играли боп в более спокойной манере, что соответствовало темпераменту Дэвиса. Аранжировки Льюиса, Маллигэна, Джона Кариси и Джила Эванса прибавляли ещё большую уникальность музыке бэнда. Дэвис стал неформальным лидером группы, и в результате появилась классика джаза — Birth of the Cool.
Начало 50-х было для Дэвиса сумбурным по большей части из-за его пристрастия к героину. В этот период он стал хуже выступать. Однако, к середине декады он воспрял духом и создал свой первый квинтет, состоявший из Джона Колтрейна, Реда Гарланда, Пола Чемберса и Филли Джо Джонса. Проекта стал очень популярным, и они записали несколько серьёзных альбомов на студии Prestige — Cookin', Steamin', Workin' и Relaxin'.
Когда квинтет распался, Дэвис снова стал работать с аранжировщиком Джилом Эвансом. Так появились такие прекрасные альбомы, как Porgy and Bess и Sketches of Spain. В конце 50-х с секстетом (Колтрейн, Джулиан «Cannonball» Адерлей, Билл Эванс, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс) был записан один из самых известных в джазе альбомов Kind of Blue.
В 60-х Дэвис собрал второй квинтет, в составе которого играли Уэйн Шортер, Херби Хенкок, Тони Уиллиамс и Рон Картер. Музыка этой группы была более сложной смесью экспериментов с поздним бопом, импровизациями и формами свободного джаза. Поклонников Дэвиса завораживала музыка его проекта, ей восхищались критики, музыканты и поклонники новых течений в джазе. Недавно всё наследие группы было выпущено в виде сборника на шести CD (1965-1968) на студии Columbia.
С приходом 70-х Майлс понял, что рок пришел на смену джазу и стал музыкой нового поколения. Чтобы не остаться позади, он начал выступать с электронным бэндом: электрогитара, электробас, несколько синтезаторов и даже электротруба. Его звук стал «булькающим», тяжёлым и мрачным, что отпугнуло многих поклонников джаза и критиков. Однако, никто не отрицал силу музыки Дэвиса. Было продано 400 000 копий альбома Bitches Brew (1969), который был признан самым популярным джазовым альбомом всех времён. В состав группы входили Чик Кореа, Херби Хенкок, Джон Маклафлин и многие другие. Они и стали опорой такого направления в джазе, как фьюжн.
На протяжении 70-х и 80-х Дэвис продолжал выступать и записываться, играть с электронными группами, заменив трубу органом и повернувшись спиной к зрителям на концертах. Некоторые из его минималистских экспериментов, которые он проводил в 70-х, предрекли появление эмбиента и электронной музыки, ставшей модной уже в 80-е и 90-е годы. Майлс Дэвис умер в 1991, но его музыка, стиль и последователи продолжают влиять не только на джазовую музыку, но и на всю современную культуру.
Альбомы
Аудио
'Round About Midnight
Airegin
Blue 'N' Boogie
Chocolate Chip
Dr. Jackie
Medley
Oleo
Prince Of Darkness
Straight, No Chaser
Summertime
Surrey With The Fringe On Top
The Sorcerer
Walkin'
Все артисты