Modus
1. | Melancholy |
2. | Hypnotizing Ourselves |
3. | One Journey |
4. | Lights of the Festival |
5. | Beauty of Nature |
6. | Blues Day |
7. | Jazz New Beats |
8. | Conversation |
9. | Reflection in Time |
Дмитрий Косинский | бас-гитара |
Владимир Володин | барабаны, перкуссионные |
Валерий Люстров | саксофон |
Владимир Иванов | клавишные |
Сергей Зубков | труба |
Фанки жил, фанки ещё жив, а эсид будет жить — этот лозунг как нельзя лучше подходит для московской группы «Modus». То, что уже неинтересно играть опытным и перепробовавшим все стили мэтрам вроде Алексея Козлова, очень даже по душе молодёжи, которая выискивает в разных устоявшихся направлениях новые тенденции и смело «скрещивает» их друг с другом.
Результат налицо. То, что новый стиль ещё не определился окончательно, не имеет большого значения. Эсид-джаз у многих вызывает неприятие, но только по той причине, что за него часто выдаётся обыкновенная попса, притворяющаяся джазом. Точно такая же реакция была в своё время у первых энтузиастов новоорлеанского стиля на оркестр Пола Уайтмена. Но время расставило их всех по местам, и настоящая музыка вовсе не пострадала от того, что самозванцы и дальше время от времени пользовались её именем.
Вернемся, впрочем, к «Модусу». Одно из значений этого латинского слова — «мера», другое — «ритм», «размер». Оба они в сочетании друг с другом очень подходят к стилю ансамбля. Первое, что можно сказать после прослушивания, — «Ритм — это их стихия!» Но второй особенностью будет то, что ритм для них не самоцель, а только способ (кстати, «способ» — третье значение слова «modus»).
Горячий темп и ритмический рисунок фанки в сочетании с прохладными остинатными рисунками темы делают звучание группы одновременно живым, нерасслабленным, но и слегка отстранённым, философским. Нечто отдалённо похожее делал в конце жизни Майлс Дэвис, но у него было гораздо больше «черноты», «рэповости», чего у москвичей нет и в помине. В их мелодиях меньше блюза, больше виртуозности и практически нет той примитивности, за которую так ругают эсид. К тому же, в отличие от устоявшейся уже псевдотрадиции эсида, их темы имеют мало общего с латиноамериканскими и ближе к модальным вариациям.
Возможно, кому-то не понравится некоторая навязчивость и монотонность ритма, но, мне кажется, это сознательный приём: темповая фактура в этой музыке — как однородно зачернённый холст, на котором духовые и фортепиано плетут очень сложную, иногда декоративно-абстрактную, иногда реалистическую, яркую звуковую картину.
Самое время представить музыкантов: Владимир Иванов — клавишные, Владимир Володин — ударные, Дмитрий Косинский — бас-гитара, Валерий Люстров — тенор-саксофон, Сергей Зубков — труба. Отточенные, строгие, холодные соло на трубе изредка прерывают напор тенор-саксофона, который настолько энергичен, что подобные перерывы всегда бывают кстати. Да, чувство меры (в соответствии с названием группы) у ребят явно присутствует. Мне кажется, немалую роль в этом играет Владимир Иванов, который играет в ансамбле примерно ту же роль, что Дюк в своем биг-бэнде, и, меньше внимания уделяя сольным партиям, исполняет роль своеобразного «дирижёра». Впрочем, это лишь субъективное мнение, и, если я ошибся, заранее прошу прощения у музыкантов.
В завершение небольшая справка: до 1996 года эта группа носила название «Lilac Orchestra» и выпустила два компакт диска — Tsunami в 1994 году и New State/Alter Quality в 1995 на лэйбле «SNC Records».
Все альбомы