25 ноября 2008 г.
Москва, ККЗ «Мир»
5-6 декабря 2008
Санкт-Петербург, театр «Мюзик-Холл»
7 декабря 2008
Вот уже пять лет не удивляет, что лето начинается с «Усадьбы. Джаз», — именно на этом грандиозном open-air зрители наслаждаются первыми тёплыми деньками и становятся свидетелями настоящего чуда: профессиональный джазовый фестиваль европейского уровня в подмосковной усадьбе Архангельское.
Но самые преданные поклонники импровизационной музыки знают секрет, как продлить очарованье. Ведь в конце года в Москве и Санкт-Петербурге на несколько дней из звуков, настроений и удивительных вибраций вдруг возникает настоящий город-джаз — а именно фестиваль jazz & world music CityJazz.
Для знатоков и любителей джаза стало хорошей традицией и настоящим bon ton: в июне на травке в под открытым небом, а в декабре в уютном зале слушать самых топовых, актуальных и джазовых музыкантов, радоваться долгожданной встрече со звёздами и открывать для себя новые имена в импровизационной музыке.
И если о фестивале «Усадьба. Джаз», кажется, знают почти все, то о III фестивале CityJazz надо сказать подробно:
CityJazz — уникальный проект, который не имеет в нашей стране аналогов по своему формату. Цель проекта — популяризировать музыкальное направление, объединяемое понятием «jazz & world music», дать людям, интересующимся «живой» импровизационной музыкой, возможность доступа к информации и свободного общения.
CityJazz гордится тем, что каждый год привозит в столицы — Москву и Санкт-Петербург — лидеров джазового направления, хедлайнеров джазовых фестивалей текущего года, искрометных классиков джаза на все времена.
В 2008 году фестиваль пройдёт с 5 по 7 декабря — в третий раз! И мы с гордостью представляем участников CityJazz:
Эрик Трюффаз (Франция) — классик наших дней. Экспериментатор, осваивающий нью-джаз, электронику, рок и даже хип-хоп. И всё — на трубе. Сегодня Трюффаз один из самых оригинальных и при этом коммерчески успешных исполнителей импровизационной музыки в мире. Говорят, что Эрик легко «переигрывает» ритм-секцию — что для духового инструмента большая редкость.
Основная слава пришла к Трюффазу, когда его альбомы стали выпускаться на Blue Note. На пластинках The Mask, Revisite, Bending New Corners холодноватый звук трубы ловко сочетается с бешеными ломаными ритмами, более подходящими для рейвов, чем для джаз-клубов. Альбом Bending New Corners получил «серебряный» статус во Франции.
Сверхуспешный диск Трюффаза Mantis, вышедший в 2002 году, поразил новой формой, уходом в восточные ритмы и гармонии. Следующий альбом The Walk Of The Giant Turtle формально не имел ничего общего ни с Mantis, ни с другими работами. Музыкальные коллажи Трюффаза складывались из вызывающе противоречивых элементов: фьюжн и гротескный хард-рок, неопсиходелия, достойная иных последователей Pink Floyd, «завёрнутые» ломаные клубные ритмы и «тупая» диско-бочка. И, наконец, вышедший в 2007 году Arkhangelsk, записанный в Архангельске же, где Эрику и его музыкантам несколько раз довелось выступать. По словам Трюффаза, ощущения от пребывания в Архангельске совершенно нереальные, что в полной мере отразилось на композициях. Они кажутся шаманскими, будто Эрик ночевал там под открытым звёздным небом. Это музыка словно связана с космосом.
The Bad Plus — джазовое трио из США. Они играют с 1990 года, в конце 2001 года на лейбле Fresh Sound вышел их первый альбом, который так и назывался The Bad Plus. После выпуска дебютного альбома дела Bad Plus быстро пошли в гору: в 2002 году трио дало концерт в известном нью-йоркском джазовом клубе Village Vanguard, на котором присутствовал один из менеджеров легендарного лейбла Columbia Records, Ив Бове. Выступление музыкантов понравилось ему настолько, что вскоре группа уже подписывала контракт с Columbiа. Для второго альбома Bad Plus лейбл нанимает моднейшего продюсера, обладателя премии Грэмми, Tchad Blake (работавшего с Питером Гэбриэлом, Элвисом Костелло, Los Lobos и другими знаменитостями), который делает из Bad Plus нечто совершенно новое — просто за счёт манеры продюсирования. В итоге альбом получился очень необычным. Именно там впервые прозвучали весьма оригинальные джазовые обработки Smells Like Teen Spirit группы Nirvana (!), а также Film группы Aphex Twin. В итоге, трио Bad Plus стало одним из самых впечатляющих джазовых открытий 2003 года и одной из самых популярных джазовых групп в США. Второй альбом вошёл в список пятидесяти лучших альбомов 2003 года журнала Rolling Stone, а в аналогичном списке журнала Jazz Times стал шестым. В 2004 году вышел не менее успешный альбом Give (Columbia), в который, помимо собственных композиций участников трио, вошли версии композиций столь разных и непохожих друг на друга исполнителей, как Pixies (Velouria), Ornett Сoleman (Street Woman) и Black Sabbath (Iron Man).
В Москве группа покажет смешанную программу — собственные вещи и кавер-версии — в сопровождении божественного голоса солистки Wendy Lewis.
Трио Кондаков / Волков / Гайворонский — это пианист Андрей Кондаков, трубач Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков. Именно это трио претендует на звание лучшего в отечественном импровизационном джазе. Каждый из его участников — виртуоз своего инструмента, мастер импровизации и при этом блестящий композитор. Про их музыку говорят, что это «импровизация с человеческим лицом». Также известно, что слушать трио надо именно в концертном зале, где возможен тот контакт с аудиторией, на который рассчитана их музыка. Острый гротескный марш и лирическая баллада, полиметрическое «танго» (на 15/8!) и энергичный арабеск — таков диапазон этого замечательного коллектива.
Трио перемешивает чуть ли не все известные жанры, не оставаясь последовательно ни в одном из них. Интересные тембровые приёмы — «плач» трубы Гайворонского и его полувнятное бормотание через мундштук, почти аутентично фольклорное трио сопилок в начале одной из пьес, демпфированное фортепиано Кондакова, агрессивная игра смычком Волкова — существуют не сами по себе, а строго в контексте идеи композиции. Здесь блестяще решены вопросы формообразования — ни одна нота не выглядит лишней, даже в импровизациях.
Но при таком сбалансированном подходе к форме музыка не лишается живости и естественности. Пожалуй, тут как нельзя более подходит слово «ирония» — при всей серьёзности замыслов музыканты подают весь материал так, будто всё, что происходит на сцене, — лишь игра, в которую не может не втянуться даже самый взыскательный слушатель.
«Олег Киреев Фэн-шуй Джаз-театр» сочетает джазовые традиции и фольклор Молдавии, Башкирии, Китая, музыка этого проекта направлена на достижение состояния космического сознания и вселенской гармонии. Состояние праздника Духа, Эротики и Тантры — вот спектр ощущений, который могут испытать слушатели на концертах «Фэн-шуй Джаз-театр». Музыкальные композиции проекта стилистически относят скорее к скрещениями фьюжн и нью-эйдж, чем к джазу. Тем не менее, эмоциональные и нешаблонные мелодии, родившиеся в процессе сотворчества Олега Киреева (саксофон, горловое пение; ударные); Валерия Панфилова (гитара), Виктора Матюхина (бас-гитара) и Ильдара Нафигова (ударные), отражают индивидуальность музыкантов и вызывают вполне объяснимый интерес аудитории — музыки подобного рода в Москве не так уж много. Фэн-шуй Джаз-театр Олега Киреева — это яркое шоу, переходящее порой в театральное действие, участниками которого зачастую становятся профессиональные художники, поэты, музыканты, танцоры и даже сами зрители.
Руководитель проекта — Олег Киреев — из тех музыкантов, которых за границей знают даже больше, чем на родине. «Революционный русский музыкант», «играет на саксофоне как настоящий дервиш», «мощный, свингующий музыкант с высокой энергией», — так пишет об Олеге зарубежная пресса.
Группа Sunlight стала настоящим открытием фестиваля «Усадьба.Джаз» в 2008 году. Зрители увидели в лице участника группы Николая Моисеенко саксофониста новой формации. Ведь Моисеенко принадлежит к первой волне молодых российских музыкантов, вкусивших все преимущества строящейся в стране джазовой инфраструктуры европейского образца: ему довелось и послушать настоящих звёзд в подростковом возрасте, и получить высококлассное музыкальное образование. К моменту окончания Гнесинки в творческой обойме Моисеенко были выступления с ведущими джазменами страны: Андреем Кондаковым, Олегом Бутманом, Ириной Родилес, а также оркестрами Игоря Бутмана и Олега Лундстрема, а также участие в российских гастролях именитых иностранцев — Деборы Браун, Тима Стронга и других. Чуть позже Николаю выпадет счастливая возможность поработать с Дэйвом Фьюжински, Кенвудом Деннардом, Ме'шелл Н'дегеочелло, Маркусом Миллером, Марией Шнайдер, Даниелом Садовником — но уже в Америке.
В 2002-м году Моисеенко становится участником коллектива Sunlight, который за годы своей работы приобрёл репутацию одного из сильнейших фанковых составов страны, способного с лёгкостью и естественностью расширять границы стиля в сторону эсид-джаза, соул-музыки, фьюжн.
Расписание концертов
5 декабря
Москва, ККЗ «Мир»
6 декабря
Москва, ККЗ «Мир»
7 декабря
Санкт-Петербург, театр «Мюзик-Холл»
Читайте также
CityJazz 2007
IV Фестиваль CityJazz
Все события