Фестиваль JazzQ 2006: акценты и остановки

2 августа 2006 г.

— Главное, — в одном из своих интервью сказал Джордж Дюк, — в акценте.

Порт Санкт-Петербург

JazzQ 2006 Судя по афишам, которые информировали петербуржцев о том, что 21 и 22 июля у стен Петропавловской крепости состоится фестиваль JazzQ 2006, Мэйсео Паркер стал жертвой акцента организаторов. Правда, жители города всё равно узнали о том, что кроме Мэйсео Паркера, в фестивале будут принимать участие Рэнди Вестон, проект Стэнли Кларка и Джорджа Дюка, Эдди Пальмиери, Игорь Бутман, конечно же, Андрей Кондаков и другие. Горожане расставили собственные акценты и в назначенный срок пришли на Заячий остров.

Со сцены экстравагантной неуместностью сражали ведущие — Зураб Матуа и Анна Малышева, — высказывался Владимир Борисович Фейертаг, играл биг-бэнд Игоря Бутмана, к которому присоединялись Давид Голощёкин и Андрей Кондаков... Итак, транспортное средство под названием «Фестиваль JazzQ 2006» отчалило от Петропавловки и вышло в открытое море музыки...

На корабль взяли проект Кондаков/Гайворонский/Волков/Чекасин/Машин, Леонида Сендерского и его скандинавских друзей, этнический дуэт Sarikamis из Турции, свинг-квартет из Норвегии Hot Club de Norvege, всех остальных, публику и меня. Кто есть я? Не знаю. Наверное, фортуна, — потому что останавливаться мы будем там, где я захочу, посчитаю нужным и смогу :)


Остановка первая: группа Zventa-Sventana из Москвы

Zventa-Sventana Zventa-Sventana — молодой коллектив, существует около полугода, продюсирует его Юрий Усачёв (группа «Гости из будущего»). Музыканты — Христина Кузнецова (вокал, клавишные), Алёна Романова (вокал), Александр Рамус (гитара), Оскар Чунтонов (клавишные), Алексей Беляев (бас-гитара), Edson Петрухин (ударные), Валерий Колбин (калюка); исполняют этно-современную музыку, в которой чувствуется органика, — и, видимо, поэтому Zventa-Sventana притягивает...

— Тина, я так понимаю, ты — мозг коллектива?

— Да.

— А аранжировки кто пишет?

— Тоже я.

— Здорово. А как давно ты фольклором занимаешься?

— Полтора года. До этого я пела джаз, фанк...

— А до этого?

— Я училась в Казанском музыкальном училище на фортепианном отделении. Позже перевелась в Московский джазовый колледж на отделение эстрадно-джазового вокала. У меня было много педагогов, и от каждого я что-то хватала, в основном в отношении дыхания. Многому меня научил Владимир Чекасин.

— Фольклор возник по расчёту?

— Нет. Я к этому долго шла. Внутренне, духовно. Искала то, что мне будет интересно. Многое разочаровывало. Джаз, например...

— Джаз в России или вообще?

— Да вообще, наверное. Этот стиль мне кажется замкнутым. А джаз в России — абсурдным. Петь хиты, которые неактуальны? Про то, чего мы не знаем, про то, где мы не были? В чём нет нашей ментальности?

У меня была возможность уехать на Запад, но я подумала, что мне и здесь пока ещё есть что делать, а когда углубилась в фольклор, поняла, что вот здесь-то и есть свобода. Свобода слова. Язык, интонации, тексты, сакральность — вот, где можно импровизировать как хочешь. Слушаешь бабушек и поражаешься: какая мелизматика! какая душа! И всё органично. А ведь сложно технически. Вот и захотелось заняться русской песней. Сам собой стал проявляться весь мой музыкальный багаж, моё мировоззрение. Правда, трудно соединить что-либо с русской песней, потому что она — самодостаточная. Не хочется её испохабить. Хочется петь песню и заворачивать её так, как душа ляжет.

— У тебя хорошие музыканты. Обращают на себя внимание. Где ты их нашла?

— Искала долго. Кто-то приходил, кто-то уходил. Целое страдание было. Трудно найти своих людей. Мне ведь нужен не просто хороший инструментал, мне нужна медитация, кач. В русской музыке есть свой ритм.

— Другая вокалистка — Алёна Романова — из фольклорной среды?

— Да, но она отличается от фольклористов и поёт не каким-то придурочно-прижатым голосом, а свободно. В ней есть что-то исконное. Когда я услышала её в первый раз, сильно удивилась — откуда?

— Это ваше первое выступление?

— Второе. До этого мы выступали на джазовом фестивале в Архангельском.

— ...многие акцентировали именно ваше выступление. Поздравляю!

— Спасибо!

— Удачи!


Плывём дальше

Блестяще исполняли латиноамериканскую музыку Эдди Пальмиери & Afro-Carribean All Stars. Любители получали огромное удовольствие, а отдельные элементы употребляли коньяк и провозглашали тост — за то, чтобы Масео Паркер не разочаровал!

И Масео Паркер не разочаровал.


Остановка вторая: Рэнди Вэстон & African Rhythm Trio

African Rhythm Trio — Рэнди Вэстон (рояль), Алекс Блэйк (контрабас), Нил Кларк (перкуссионные).

Randy Weston Выступления Рэнди Вэстона я ждала. Услышать его для меня было подобно прикосновению к святыне. Мне даже удалось задать ему несколько вопросов.

— Как Вы стали музыкантом?

— Отец заставил меня играть на пианино. Он был очень сильным и таким же высоким, как я.

— Заставил?

— Да. Мне нравился спорт, я любил играть в баскетбол, но отец сказал, что я должен научиться играть на фортепиано.

— Именно на фортепиано?

— Мой отец из Панамы. Ему нравился этот инструмент. Вероятно, он хотел, чтобы его сын стал пианистом.

— У Вас есть дети?

— Да.

— Вы тоже сказали детям: «Надо играть на фортепиано»?

— Нет, ха-ха... :)

— Вы восхищались игрой Телониуса Монка и сказали однажды, что Монк играл так, как играли бы в Египте пять тысяч лет назад. А как играли в Египте пять тысяч лет назад?

— Это образ.

— Но за образом смысл...

— Когда мы говорим «пять тысяч лет назад», то возвращаемся к древним временам. К первому мужчине и к первой женщине, которые первыми стали играть музыку. Это происходило в Египте. Древние люди создали музыкальную концепцию, которая стала основой. Мы — афроамериканцы — чувствуем эту основу, когда танцуем, играем на музыкальных инструментах. Это особое состояние. В такие моменты мы чувствуем, что Африка внутри нас. И все ответы внутри нас самих. Пять тысяч лет назад был больший контакт между музыкантом и музыкой. И между людьми.

— Вы знаете свои африканские корни?

— Трудно сказать. Мы покинули Африку много лет назад, перемешались, теперь все мы — афроамериканцы.

— Вы жили продолжительное время в Марокко, изучали различные африканские культуры, записали диск вместе с музыкантами племени гнауа...

— Да, гнауа... У этих людей есть своя история и она похожа на историю африканцев в Америке. Мы вместе продолжаем наши африканские традиции. Когда я слышу музыку гнауа, я узнаю в ней свою музыку. Музыку, которая делает людей счастливыми. Наша музыка возникла в Африке, первая цивилизация возникла в Африке, мои предки строили пирамиду...

— Ваша музыка очень глубокая. Глубокое задевает всё. Вот мы сейчас сидим здесь — солнце, джаз, а на Ближнем Востоке идёт война. Как Вы относитесь к этому?

— Всегда шли войны. Но людям нужна музыка.

— Чтобы становиться здоровыми и счастливыми...?

— Сначала Африка для всех была одним домом, одной семьёй. Когда мы слушаем музыку, мы снова становимся одной семьёй. Наш первый язык — музыка. Музыка делает нас братьями и сёстрами. Я езжу по всему миру и общаюсь с людьми разных национальностей через музыку. В музыке есть чувства, эмоции. Музыка — это самая высокая форма нации. Нам очень близка русская музыка таких композиторов как Стравинский, Прокофьев. В ней очень много ритма, много огня.

— Вы называете свою музыку джазом?

— Нет. Я играю африканскую музыку.

— Что для Вас джаз?

— Я не знаю. Существует много определений того, что такое джаз. Мы — африканцы, живущие в Америке, Бразилии, Австралии, не называем свою музыку джазом. Наша музыка происходит из той великой цивилизации, из которой всё ушло, осталась только музыка. В музыке сохранилась культура. В музыке наша история. В музыке — память.

— Кого из музыкантов Вы можете назвать своими братьями?

— Из пианистов?

— Хорошо.

— Каунт Бэйси, Нэт Кинг Коул, Арт Тэйтум, Телониус Монк, Дюк Эллингтон. Вот пять пианистов, которые повлияли на меня, от которых я учился. Луи Армстронг — наш отец.

— Мне показывают на часы. Вам нужно идти на сцену. Я счастлива, что мне предоставилась возможность пообщаться с Вами. Спасибо!

— Вам спасибо! Ха-ха-ха...

Что можно сказать о выступлении Рэнди Вэстона? Что можно говорить о вещах, которые бесконечно далеко, и о которых говорит восьмидесятилетний человек? Ты пытаешься набросить слово, но бесконечность ускользает, а слово становится плоским... Скажу о контрабасисте. Его зовут Алекс Блэйк. Он, его инструмент и музыка — вместе — были подобны джинну, выпущенному из бутылки. Одной рукой Блэйк крепко держал контрабас, другой — трогал, просил, заставлял звучать струны, истязал их и, наконец, успокаивал.


Проект Стэнли Кларка и Джорджа Дюка. Намеревалась сделать остановку. Не удалось.

Stanley Clarke and George Duke Известно, что Стэнли Кларк и Джодж Дюк знают друг друга давно, что они близки музыкально, что похожи их музыкантские судьбы. Вместе они формировали стиль, который называется фьюжн. Оба — оригиналы, с которых снимают копии. Clarke/Duke Project возник в семидесятых годах и сразу же стал популярным. Не утратил своей привлекательности проект и сегодня.

Что вытворяли эти двое! Джордж Дюк — обаятельный толстячок, оттягивавший звук на клавишных, словно на гитаре, перепробовавший все клавишные, что находились на сцене, и Стэнли Кларк — музыкант, у которого электробас звучал как контрабас, а контрабас — как виолончель и даже арфа; да они просто баловались! Рассказывали добрые сказки! А Стэнли Кларк ещё отпускал в небо звуковые шарики.


Остановка третья, продолжительная: Berklee Heavy Groove Ensemble и Дэвид Фьюжинский

В рамках фестиваля JazzQ 2006 произошло событие не столь громкое, как выступление известных музыкантов, но не менее значимое. А, быть может, и более, потому что оно было полезным как для молодых музыкантов, так и для музыкального образования и музыки в целом. Происходило оно 22 июля в JFC Jazz Club. Профессоры из Berklee College of Music прослушивали молодых российских музыкантов, чтобы выбрать из них одного и вручить ему грант на обучение. Грант получил Олег Остапчук — тенор-саксофонист из Москвы. Спонсировал проект Сергей Кременский (Onego Shipping).

— Сергей, почему Вы сделали это?

— Хочется помочь молодым музыкантам. Не секрет, что в России сложно получить хорошее образование по джазу и современной музыке, потому что такого образования фактически нет. А у меня есть возможность оказать финансовую поддержку. Мой сын учится в Беркли.

— И, опять же, зачем Вам это? Вы живёте в Голландии...

— Но я же русский.

— У меня больше нет вопросов.


А вот что рассказала профессор Berklee College of Music Дэбора Бьери в то время, пока проходило прослушивание:

— В Berklee College of Music учится 4 000 студентов, и 1 000 из них — иностранцы. Иностранные студенты всегда были важной составляющей, потому что они создают движение в жизни американской индустрии.

— Проводились ли подобные прослушивания в Прибалтике, на Украине, в Грузии или Белоруссии?

— Нет. Это первое прослушивание в Восточной Европе.

— А по каким критериям Вы отбирали претендентов?

— Мы ориентировались на опыт. Смотрели на то, сколько времени кандидат занимается...

— Как зовут профессоров, которые прослушивают претендентов?

— Одного зовут Дэмиен Брекен. Он играет на саксофоне. Когда-то сам приехал учиться в Беркли из Ирландии. Сейчас он преподаёт и допускает студентов к обучению. Другого зовут Лоренс Байон. Ларри — декан гитарного факультета. Это самый большой факультет в Беркли.

— Там и преподаёт Дэвид Фьюжинский?

— Ох, да. Дэвид! Он замечательный педагог, хорошо работает со студентами, играет современную музыку, много экспериментирует. Он своего рода звезда. Его уважают.


Специально для того, чтобы принять участие в фестивале JazzQ 2006 и, видимо, для того, чтобы показать уровень студентов Berklee College of Music, был организован Berklee Heavy Groove Ensemble. Вечером коллектив выступил на фестивале — уровень, конечно, достойный, музыка молодёжная. В группе играет Николай Моисеенко — саксофонист из Москвы. Но мой угол зрения всё время смещался на Дэвида Фьюжинского — руководителя коллектива. В программе звучали и его композиции.


David Fuze Fiuczynski — Здравствуй, Дэвид! Сегодня я общалась с профессорами Berklee College of Music. Они восторженно отзывались о тебе как о педагоге. Почему ты преподаёшь?

— Есть несколько причин. Во-первых, мне нужна работа. Затем, мне это нравится. Я понимаю, что делаю это хорошо. Наконец, я сам многому учусь от своих студентов. Например, это первый фестиваль, на котором играл клавишный ударник. Его зовут Ричард Уэр. Он очень интересный. Родился в Лондоне, но вырос и живёт в Гонгконге. Это студент, но я многому учусь у него.

— Ты интересуешься этнической музыкой?

— Да. Турецкая музыка, индийская, японская — микротоновая — всё это я использую в джазовых импровизациях.

— У тебя необычный инструмент.

— Это уникальный инструмент. Другого такого нет. Он — двухгрифовый. На верхнем грифе шесть струн и нет ладов. Я убрал лады, для того, чтобы играть микротоновую музыку. На нижнем грифе семь струн. На таком инструменте можно изобразить все звуки. Это удобно.

— Как ты стал музыкантом?

— Моя мама меня направила.

— Она музыкант?

— Нет. Она преподаёт биологию. В семь лет я учился играть на пианино, но мне это не нравилось. Когда мне исполнилось тринадцать лет, мама сказала, что я должен научиться играть на каком-либо инструменте. Нужно было что-то выбрать, и я выбрал гитару.

— Ты родился в Америке?

— Да, но вырос в Германии, недалеко от Дюссельдорфа.

— Вот как!

— Моя мама афроамериканка, а папа немец с польскими корнями.

— Потрясающе. Ты учился в Беркли?

— Нет. Я учился в Консерватории в Бостоне и играл со многими музыкантами из Беркли.

— У тебя есть своя группа, которая называется Screaming Headless Torsos, то есть «Кричащие безголовые тела». В названии есть какой-то скрытый смысл?

— Сказать официальную версию или неофициальную?

— Конечно же, неофициальную.

— Да, нет никакого смысла. Просто энергия этих трёх слов.

— Безумная энергия?

(Кивает.)

— А официальная версия какая?

— В колледже пили много. В голову пришла такая идея.

— А что пили?

— Водку.

— Только пили?

— Секрет. Больше я ничего не скажу.

— Всё ясно. Официальная версия... У тебя жёсткий, милитаристский стиль.

— Тебе нравится. Я люблю сильные цвета, строгие линии. Мне нравится Матисс, Пикассо.

— Ты воин?

— Должно быть, это немецкое воспитание: айн, цвай, драй...

— Забавно, что у тебя такая фамилия — Фьюжинский. Можно было бы подумать, что это псевдоним...

— Фамилия настоящая. Но чаще меня называют Фьюз.

— Спасибо, Дэвид! Надеюсь, что ты ещё приедешь к нам со своей группой или другими своими проектами!

— Я тоже надеюсь. Спасибо.


Скажу честно: до фестиваля JazzQ 2006 имя Дэвида Фьюжинского мне не было известно. Оказалось, что им буквально бредят некоторые уважаемые мною музыканты. Что ж, быстренько послушала пару композиций Screaming Headless Torsos, почитала что-то в Интернете, — словом, к интервью с Дэвидом я толком не подготовилась. А надо было бы, потому что Фьюжинский — глубокий и, видимо, непростой судьбы музыкант, со сложными гармоническими соединениями внутри себя. Приветливый, но особо не раскрывающийся перед случайными людьми. Всё, что он есть, — есть в его музыке, он — Дэвид Фьюжинский — человек с открытым сердцем, видящими глазами, философ, экспериментатор, художник, чувствующий сегодняшний день и реагирующий на него своей музыкой. Жёстко! Потому что он сильный, потому что у него немецкое воспитание, WIRD BESSER.


Возвращение в порт Санкт-Петербург

— Суть в том, что нужно расставить акценты, — сказал Джордж Дюк. — Главное — в акценте.

JazzQ 2006 Не знаю, но фестиваль в моём представлении — это общение, контакты, обмен, мастер-классы, семинары... Фестиваль должен быть полезным и выгодным в этом отношении. Спасибо Сергею Кременскому за то, что он сделал вклад именно в это направление. Хорошо, конечно, что приехало такое большое количество всемирно известных музыкантов, но фестиваль — это показ достижений. Показ достижений чьих? Я так и не поняла, какой была концепция фестиваля. Какой был фестиваль? Джазовый, фанковый? Впрочем, носитель культуры — Рэнди Вестон — уже прямым текстом сказал, что джаза, о котором мы спорим, нет. Есть игры в джаз, фанк, рок. На американский манер, на русский. А есть музыка. Есть разум, а есть сердце. Во что мы играем? Играем ли мы музыку?

Елена Насонова
август 2006


Читайте также

Третий ежегодный Петропавловский Джазовый фестиваль
Фестиваль JazzQ 2006
Summertime Music Festival

Все статьи

Вы действительно хотите удалить указанные объекты?