Большинство рок-н-ролл-групп представляют собой сплочённые объединения, которые развивали свою музыку в течение многих лет, играя в гаражах и клубах своих родных городов. Steely Dan никогда не подписывались на эту эстетику. Будучи двигателем написания песен Уолтера Беккера и Дональда Фейгена, Steely Dan бросили вызов всем условностям рок-н-ролла. Беккер и Фейген никогда по-настоящему не любили рок. С их ироничным юмором и загадочными текстами, их эклектичные работы отдают некий долг Бобу Дилану, где предпочтителен джаз, традиционная поп-музыка, блюз и r&b. Steely Dan создали утончённый, характерный звук с доступными мелодическими хуками, сложными гармониями и тактовыми размерами, а также преданностью определённой студии звукозаписи. С продюсером Гэри Кацем Беккер и Фейген постепенно превратили Steely Dan из исполнительской группы в студийный проект, наняв профессиональных музыкантов для записи своих композиций. Хотя группа не выступала вживую с 1974 по 1993 год, популярность Steely Dan продолжала расти на протяжении 70-х годов, поскольку их альбомы стали фаворитами критиков, а синглы — основными продуктами в жанре AOR (album-oriented rock) и формате поп-радиостанций. Даже после того, как группа распалась в начале 80-х, их записи сохранили культовый статус, о чём свидетельствует массовый успех их на тот момент маловероятного возвращения на сцену в начале 90-х.
Уолтер Беккер (бас-гитара) и Дональд Фейген (вокал, клавишные) были основными членами Steely Dan на протяжении всех их многообразных воплощений. Они познакомились в Bard College в Нью-Йорке в 1967 году и вскоре после этого начали играть вместе в различных группах. Дуэт играл в ряде ансамблей, включая группу Bad Rock, в которой на барабанах играл будущий комедийный актёр Чеви Чейз. Жанры этих ансамблей варьировались от джаза до прогрессивного рока. В конце концов Беккер и Фейген начали сочинять песни вместе, надеясь стать профессиональными авторами песен в традициях Brill Building. В 1970 году пара присоединилась к бэк-группе Jay & the Americans, выступая под псевдонимами: Беккер выбрал имя Густав Малер, в то время как Фейген стал Тристаном Фабриани. Они работали с Jay & the Americans до середины 1971 года, когда они записали саундтрек к малобюджетному фильму You've Got to Walk It Like You Talk It (1971), спродюсированному Кенни Вэнсом. После записи саундтрека Беккер и Фейген попытались создать группу с Денни Диасом, но затея оказалась неудачной. Барбра Стрейзанд записала композицию Фейгена и Беккера I Mean to Shine на своём альбоме Barbra Joan Streisand, выпущенном в августе 1971 года, после чего дуэт встретился с продюсером Гэри Кацем, который нанял их в качестве штатных авторов песен для лейбла ABC / Dunhill в Лос-Анджелесе, где он только что стал продюсером. Кац предложил Беккеру и Фейгену создать группу, чтобы записать их песни, и вскоре после этого был создан проект Steely Dan — так назывался фаллоимитатор в романе Уильяма Берроуза «Голый завтрак».
Пригласив гитаристов Денни Диаса и Джеффа Бакстера, барабанщика Джима Ходдера и клавишника / вокалиста Дэвида Палмера, Беккер и Фейген официально сформировали Steely Dan в 1972 году, выпустив свой дебютный альбом Can't Buy a Thrill вскоре после этого. Палмер и Фейген отвечали за вокал в альбоме, но два хитовых сингла — входящие в первую десятку хитов Do It Again и Reeling in the Years — были спеты Фейгеном. Can't Buy a Thrill был коммерческим успехом и также хорошо был воспринят критиками, но альбомный тур был катастрофой, причиной которой стало недостаточное количество репетиций у группы и неблагодарная аудитория. Палмер покинул группу после тура. Альбом Countdown to Ecstasy, выпущенный в 1973 году, стал хитом у критиков, но он не смог создать хитовых синглов, хотя группа поддержала альбом при помощи турне.
Steely Dan заменили Ходдера Джеффом Поркаро и добавили клавишника / бэк-вокалиста Майкла Макдональда перед записью третьего альбома, Pretzel Logic. Выпущенный весной 1974 года, Pretzel Logic вернул Steely Dan в десятку лучших благодаря синглу Rikki Don't Lose That Number. После завершения турне для Pretzel Logic Беккер и Фейген решили отказаться от живых выступлений и сделать Steely Dan студийной группой. Для своего следующего альбома Katy Lied в 1975 году дуэт нанял множество студийных музыкантов, включая Диаса, Поркаро, гитариста Эллиота Рэндалла, саксофониста Фила Вудса, басиста Уилтона Фелдера, ударника Виктора Фельдмана, клавишника Майкла Омартиана и гитариста Ларри Карлтона в качестве сессионных музыкантов. Katy Lied был ещё одним хитом, как и The Royal Scam 1976 года, который продолжил успех в том же духе, что и предшествующий альбом. В альбоме Aja 1977 года звук Steely Dan стал более отшлифованным и джазовым, поскольку они наняли в качестве поддержки таких исполнителей джазового фьюжна, как Уэйн Шортер, Ли Ритенур и группа The Crusaders. Aja стал их самым большим хитом, войдя в пятёрку лучших в течение трёх недель после релиза и став одним из первых альбомов, получивших платиновый статус. Aja также завоевал уважение многих джазовых музыкантов, о чём свидетельствует запись Вуди Германом альбома песен Беккера и Фейгена в 1978 году.
После выхода Aja лейбл ABC был выкуплен MCA Records, что привело к контрактному спору группы с лейблом, который отложил до 1980 года выпуск их следующего альбома. В то же время у группы была хитовая заглавная тема из фильма FM (1978). Steely Dan, наконец, выпустили Gaucho, продолжение Aja, в конце 1980 года, и он стал ещё одним хитом Top-10 для группы. Но летом 1981 года Беккер и Фейген объявили, что их пути расходятся. В следующем году Фейген выпустил свой сольный дебют, The Nightfly, который стал коммерческим хитом и получил хорошие отзывы критиков.
В 1993 году Фейген воссоединился с Беккером, спродюсировавшим его альбом Kamakiriad. Альбом был раскручен туром Steely Dan, впервые проведённым почти за 20 лет, и, хотя пластинка не продавалась, концерты были очень популярны. В 1994 году Беккер выпустил свой сольный дебют, 11 Tracks of Whack, который был спродюсирован Фейгеном. В следующем году Steely Dan организовали ещё один тур в честь воссоединения группы, и в начале 2000 года дуэт выпустил Two Against Nature, свой первый новый студийный альбом за два десятилетия. Он получил премию «Грэмми» в номинации «Альбом года». Steely Dan продолжили творческую деятельность и в 2003 году выпустили альбом Everything Must Go. Сольный альбом Фейгена Morph the Cat был выпущен в 2006 году, а Беккер выпустил Circus Money в 2008 году, когда Steely Dan отправились в очередной тур. В сентябре 2017 года стало известно, что Уолтер Беккер умер в Мауи на Гавайях в возрасте 67 лет.
Альбомы
Аудио
Cousin Dupree
Do It Again
Don't Take Me Alive
Gaslighting Abbie
Glamour Profession
I Got The News
My Old School
Peg
Reelin' in the Years
Rikki Don't Lose That Number
Slang of Ages
The Last Mall
Two Against Nature
Читайте также
Все артисты