10 февраля 2006 г.
Не всегда бывает так, что «джазовому» человеку удаётся надолго задержать своё внимание на современной электронной музыке. Быстро начинает надоедать тембровое, ритмическое, гармоническое и идейное однообразие. Ну, слышать такую музыку на танцевальной вечеринке — это ещё куда ни шло, но слушать её специально на CD? Впрочем, можно, конечно, и потрудить себя, сконцентрировавшись на «спецэффектах»...
Но тут я процитирую LTJ Bukem'a — британского ди-джея: «Стили и направления — это всего лишь составляющие одного большого явления, которое называется музыкой. Музыка — это музыка... Во всех направлениях есть свои жемчужины».
Одной из таких жемчужин я считаю самого LTJ, а другой — его верного спутника, рэп-вокалиста MC Conrad'а. У каждого из них есть собственные проекты и одинаковое «религиозное отношение к музыке». Часто музыканты выступают вместе. В рамках Progression Sessions LTJ Bukem и MC Conrad объездили полмира, побывали в Москве и в Санкт-Петербурге. В 2003 году на концерте в Америке записали двойник.
Про LTJ Bukem'а известно следующее: в 13 лет Дэнни (Дэнни Виллиамсон) слушал Sam и Police, немного диско и соул-музыки, позже брал уроки игры на фортепиано, во время которых учитель прививал ему вкус к джазу. «Он говорил мне», — вспоминает Bukem, — «разумеется, ты должен усиленно заниматься классикой, играть свои гаммы, но послушай это», — и ставил Chick Corea, Bill Evans, Lonnie Liston Smith...
Ди-джеить Bukem начал в 16 лет. Он приносил в клуб свою сумку с пластинками и, если «настоящий» ди-джей не приходил (а друзьям удавалось отвлечь владельца клуба), Дэнни становился за вертушки. Однако, вскоре его самого стали регулярно приглашать в клубы, в начале 90-х он стал выступать на больших хардкоровых рейвах и постепенно превращаться в ключевую фигуру...
Собрав вокруг себя команду друзей, он основал лейбл Good Looking, записывающий drum'n'bass-музыку. Сегодня лейбл Good Looking является одним из самых влиятельных в Великобритании. А лично для меня лого «Good Looking» стал знаком качества. Покупая CD с новой, неизвестной мне музыкой, но с отметкой Good Looking, я знаю, что это будет музыка в первую очередь.
Удивительные вещи на Земле происходят. Живут люди на своей территории — живут долго, постоянно, а культуру свою теряют. А вот вынужденные переселенцы из Африки, обосновавшиеся в Америке, Англии, потерявшие свою землю, сохранили свою культуру, свой код. Сначала они упрятали его в блюз, затем в джаз, но после того, как джаз стал популярным, и в него пришло много разных людей, они перепрятали свой код в фанк, затем в рэп. Но что это за код? Вообще, что ЭТО? ЭТО мы можем почувствовать, можем сымитировать, можем назвать ритмической свободой, можем назвать естественностью. Да, откровенной естественностью! А что такое естество? Естество — это самая сущность, природное свойство. Так вот вынужденные переселенцы, сохранившие свою природу, свою сущность, знают и свой код, и ключ к нему. Как и мы знаем ключ к своему коду, если ещё помним какого мы роду-племени. Сдаётся мне, что MC Conrad и знает, и помнит. И он — рэп-вокалист; и его рэп, и его вокал — истинны.
LTJ Bukem — тоже музыкант с кодом. Музыкант, инструментом которого стал микшерский пульт. Отмечают, что его drum'n'bass тяготеет к джазу? Что ж тут удивительного? Джаз — одна из составляющих его родового кода.
Словом, и LTJ, и MC Conrad — два безумно глубоких музыканта. Быть может, поэтому их музыка у многих ассоциируется с космосом. Я же сравню её с вечностью и со снами...
Вам доводилось во сне видеть зыбкие, едва уловимые образы, которые вы пытаетесь запомнить, ухватить, но не можете, потому что они ускользают, или вклинивается что-то новое?
Теперь почувствуйте звуковую волну, создаваемую басом. Волна, покачиваясь виниловой пластинкой, вращается сквозь вас, прыгает игла, перескакивает,... вдруг движение останавливается, затем вновь восстанавливается. Теперь волны, создаваемые ударными, которые проходят сквозь вас вдоль и поперёк, словно это кровь циркулирует по венам и по артериям, где-то медленно, где-то быстро. Человек при этом дышит, двигается, думает, впечатляется, очаровывается, получает адреналин — живёт, слышит, слышит зов и идёт куда-то. Мерцают клавишные, гитара, рассыпаются перкуссионные, надеждой вопрошает саксофон, зависая на блюзовых тонах... И звучит бездонный баритон MC Conrad, похожий на речь и речитатив, эмоциональные объяснения и толкования, возгласы, пение, декламацию и заклинание.
О чём эта музыка? О жизни? О вечности? О вечной жизни? О вечной жизни во снах? И имеет ли значение стиль, если это — музыка? Музыка, которая притягивает.
Читайте также
Все статьи