15 мая 2008 г.
Москва, концертный зал им. Чайковского
30 мая 2008
e.s.t. (аббревиатура от Esbjörn Svensson Trio) — настоящая группа-уникум: джазовое трио, которое считает себя поп-группой, играющей джаз, порывает с традиционной субординацией «лидер-сайдмен» в пользу равенства всех участников трио, выступает не только на джазовых площадках, но и в рок-клубах, а также использует световые эффекты и дымовые машины на концертах – в общем, e.s.t. далеко выходит за рамки классических джазовых канонов. Возможно, именно потому их композиции попадают в европейские поп-чарты, а видеоклипы ротируются на скандинавском MTV! Смешав в своём необычном творчестве джаз с европейской классической музыкой, роком, фанком, drum'n'bass, а также прочей электроникой, e.s.t. завоевало себе внушительную аудиторию от знатоков джаза до юных поклонников хип-хопа. Критики и публика по всему миру сходятся во мнении: e.s.t. – определённо, одни из самых «продвинутых» джазменов. Яркое шоу группы, собирающей в Европе тысячные залы, имеет все шансы стать самым важным джазовым событием 2008 года!
Открытость новым музыкальным веяниям, любознательность и немного удачи — вот элементы становления лидера группы Эсбьорна Свенссона как музыканта: «Я играю на фортепиано, потому что в нашем доме не было никакого другого инструмента. На самом деле, я бы предпочёл играть на ударных. Например, ещё ребёнком я сделал себе установку из разного старого барахла и пытался подражать группе Sweet в их песне Ballroom Blitz. Но потом пришёл Магнус Острём со своими барабанами, и я решил остаться за клавишами. Мы выросли вместе с Магнусом, и играли мы тоже вместе с самого начала. Когда Магнусу подарили его первую ударную установку, он принес её ко мне домой, и мы начали играть. Мы понятия не имели, как это делается, но это доставляло нам массу удовольствия. Поскольку у нас не было педагога и никто не говорил нам, как играть, мы смогли развивать свою музыку в уникальном направлении». Основательное музыкальное образование Эсбьорн впоследствии получил в Стокгольмском университете.
С середины 80-х Свенссон и Острём зарекомендовали себя как многообещающие музыканты на шведской и датской джазовых сценах. Своё первое трио они собрали в 1990 году, однако так и не смогли начать записывать свой первый альбом, пока не встретили контрабасиста Дана Берглунда. Оба были буквально сражены наповал его оригинальным гармоническим мышлением и мощными творческими идеями. Им удалось убедить Дана присоединиться к их трио — таким составом e.s.t. играют и по сей день. В 1993 году Esbjörn Svensson Trio записали и выпустили свой дебютный альбом, When Everyone Has Gone.
К середине 90-х трио сделало себе имя в Швеции и заключило договор с ориентированным на поп-музыку лейблом Superstudio Gul / Diesel Music. Первым альбомом, вышедшим на этом лейбле в том же году, стал e.s.t. Plays Monk. Он быстро разошёлся в Швеции тиражом более чем 10 000 экземпляров. Вскоре Эсбьорн Свенссон начал собирать «урожай» наград: в 1995 и 1996 годах его назвали шведским джазовым музыкантом года, в 1998 — шведским композитором года, а вышедший в 1997 году альбом e.s.t. Winter in Venice, состоящий в основном из авторского материала, был отмечен шведской премией Grammy.
From Gagarin’s Point of View (1999) стал первым альбомом группы, выпущенным за пределами Скандинавии на немецком лейбле АСТ; появление на джазовых фестивалях JazzBaltica и Montreux ознаменовали международный прорыв e.s.t. Последующие три альбома принесли музыкантам звание «Трио года» от авторитетного английского журнала Jazzwise, участие во всех значительных фестивалях Европы, а также целый каскад музыкальных премий: European Artist of the Year, Victoire du Jazz, German Critics Award 2002, German Jazz Award, Choc de l'année, а также приз музыкальной ярмарки MIDEM Revelation of the Festival.
Предпоследний альбом группы Viaticum (январь 2005) превзошёл успех всех предыдущих альбомов: композиции с него попали в полусотню поп-хитов Германии и Франции, в Швеции же он дебютировал на 4 месте! За Viaticum e.s.t. удостоились золотой и платиновой наград German Jazz Award, ещё одной шведской Grammy, ко всему прочему группа попала на обложку главного джазового журнала Downbeat в мае 2006-го!
Новый студийный альбом e.s.t. Tuesday Wonderland, материал с которого трио будет исполнять в Москве, напрямую связан с Viaticum. Идея, заложенная в Viaticum, состояла в том, что музыка — это те необходимые припасы, которые человек берёт с собой в свой долгий жизненный путь. Tuesday Wonderland — это сам по себе путь, таинственное путешествие, которое открывает новые миры и ведёт вас в Wonderland, Страну Чудес, сотканную из необычной музыки e.s.t. И путь продолжается...
Все события